«Вася – Русский сувенир»: юродивый гений или самородок-сумасшедший?

Гениальность человека почти всегда сопровождается необычным поведением и взглядом на мир. Эти люди привлекают к себе внимание яркостью своей личности. Но их странности иногда пугают и отталкивают.

При этом их вклад в культуру, порой даже на мировом уровне, неоценим. Ради их безграничного таланта можно закрыть глаза на маленькие странности и чудоковатое поведение.

К сожалению, власть не терпит самоуправства, и лишает нас гениальных творений. Именно поэтому большинство талантливых писателей, поэтов и художников остаются непризнанными долгое время.

Василия Яковлевича Ситникова вся дипломатическая и богемная Москва 60-х и 70-х, а также фарцовщики, осведомители КГБ, завсегдатаи Сандуновских бань и торговцы иконами, называли «Вася – Русский сувенир». Картины этого официально душевнобольного человека без паспорта, который не оставил после себя ни одной монографии и не дождался ни одной персональной выставки, сегодня хранятся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке и в частных коллекциях.

Выставка под открытым небом, состоявшаяся 15 сентября 1974 года в Битцевском парке вошла в историю, как «бульдозерная». Тогда представители советского андеграунда выставили на всеобщее обозрение свои работы. Вместо социалистических строек — замоскворецкие дворы, пиво и россыпи раков, вместо портретов передовиков производства – портреты своих возлюбленных. Они не хотели рисовать по правилам соцреализма. Из работы провисели в парке около получаса, после чего художников и посетителей разогнали бульдозеры. Но других шансов выйти к зрителю у этих людей просто не было.

Среди художников-нонконформистов, которые выставили свои полотна, был и Василий Ситников – один из самых своеобразных и талантливых художников авангарда. Жизнь этого человека полна страшных событий. Это настоящая череда испытаний, которые принимал он без ропота и со смирением. Во время войны он был арестован за то, что подбирал немецкие листовки в надежде использовать хорошую бумагу для рисования. Тюрьма, психиатрическая больница. Результат — галерея карандашных портретов своих сокамерников.

Читай продолжение на следующей странице

«Вася – Русский сувенир»: юродивый гений или самородок-сумасшедший?